Пресса - Мовсес Каганкатваци
01 февраля 2011Мовсес Каганкатваци, Моисей Каланкатуйский армянский историк, автор или редактор «Истории страны Алуанк» компилятивного, скорее всего, сочинения, приписываемого ему или Мовсесу Дасхуранци и посвященного истории Кавказской Албании.
Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, села Каланкатуйк, от названия которого и происходит его имя. По происхождению он был либо утийцем, писавшим на армянском языке, либо армянином, так как в этот период большая часть Утика была уже арменизована. Каганкатваци вслед за Мовсесом Хоренаци называет агванский язык «изобилующим гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками». Каганкатваци неоднократно демонстрирует свое пейоративное отношение к албанскому населению. Так, автор рассказывает, как Маштоц «Обратил их в веру, обучил порядкам богопочитания» и «стал превосходным проповедником и апостолом для диких племен горцев, живущих у подножья гор, которым он на их же языке объяснял и знакомил».
Судя по приписке, имеющейся в одной из рукописей, автор «Истории страны Алуанк» был монахом.
Киракос Гандзакеци причисляет Каганкатваци к историографам армянского народа.
Если не считать тех немногих упоминаний о Мовсесе Каганкатваци, которые встречаются у армянских историков XIII в., биографические данные о нем отсутствуют. Также почти ничего неизвестно о времени его жизни. Исходя из того, что Мовсес говорит о событиях VII в. как очевидец, некоторые исследователи относят время его жизни к VII в. Другие исследователи полагают, что Мовсес Каганкатваци жил в X в. и написал самостоятельно только III книгу «Истории страны Алуанк», а в I и II книгах он пересказал события VII в, основываясь на сведениях, заимствованных у Мовсеса Хоренаци, Егише, из житийной литературы, посланий и канонов. Это предположение основывается на том, что в III книге «Истории страны Алуанк» имеется упоминание факта взятия Партава русами в 943 или в 944 г. события, описанного арабским писателем Ибн Мискавейхом. Анализ языка автора, его слога и стиля, позволил некоторым исследователям заключить, что III книга была целиком написана не Мовсесом из Каланкатуйка, а другим лицом, жившим на несколько столетий позже. Этим объясняется почему в книге полностью отсутствуют сведения, относящиеся к событиям IX в., а также тот факт, что автор ссылается на армянских историков IV—VI вв. и, при этом, ни разу не упоминает ни одного автора, также писавшего об Албании в VII—X вв..
Иногда Каганкатваци называют «албанским историком», как например российский историк К. В. Тревер, не отрицающая при этом ни принадлежности Мовсеса к армянской историографии, ни его возможного армянского происхождения. По мнению В. А. Шнирельмана, в азербайджанской историографии с националистическими целями проводится «замена идентичности» Каганкатваци, который из армянского историка превращается в «албанского историка Моисей Каланкатуйского».
Просмотров: 1651
|