1

Пресса - Мифологизация

31 января 2011


Оглавление:
1. Мифологизация
2. Критерии
3. Гламуризация
4. Мифологизация войн и военачальников



процесс генерации художественного образа на базе реальных исторических событий. Это определение дал Евгений Ю. Додолев в своей работе «Мессии. Мифологизация религиозных вождей». Прежде всего речь о мифологизации сознания , когда «под мифологизацией языковой картины мира следует понимать любое неадекватное представление связей и отношений реальности в словесном знаке, сопровождающееся немотивированными реальностью прагматическими установками» .

Психиатрическая терминология

В психиатрии употребляют термин «мифологизация Я», которым описывается «теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики». Однако в данном значении слово не используется вне медицинской тематики.

Современная мифологизация

Великий Платон определял миф как вымысел, который социум считает фактом . Согласно тезису медиа-идеолога М.Леско каждодневная жизнь не просто мифологична, но тотально пронизана мифом и абсолютно подчинена ему. Пишут даже о таких прозаичных аспектах мифологизации как пьянство журналистов . На тему мифологизации массового и политического сознания читаются лекции , пишутся диссертации и дипломные работы . Закономерно, что социум справедливо отказался от устаревшего представления о том, что мифологично лишь античное прошлое, а банальная современность якобы рациональна. На самом деле, как неоднократно отмечал в своих публикациях Евгений Додолев:

« …современность – по причине агрессивной рациональности – сверхмифологична. »

Мифологизация искусства, обыденных привычек и ритуалов, политики, истории — нынешние реалии. Или, как писала та же М.Леско:

« Александр Матросов мифологичней Александра Невского. »

Слово «миф» означает определённую неадекватность действительности; подразумевается некий фантом, генерируемый с одной стороны наивностью масс, с другой — сознательным умыслом властолюбцев. Неклюдов писал :

Действительно, изменения вследствие информационной революции облегчили манипулирование массовым сознанием со стороны групп людей, контролирующих СМИ, и парадоксальным образом предельно обеднили символический состав мифологических представлений. «Древние цивилизации отличались ошеломляющим изобилием культурной символики, проистекающим из активности и разнообразия мифотворческой деятельности, поэтому они могли практиковать знаковый тип рефлексии без каких бы то ни было ограничений <…> Символический лес русской культуры был варварски вырублен; объем символики доведен до уровня, позволяющего осознанные манипуляции ее идеологизированными останками, но убивающего живые, естественные и сложные связи между отдельными символами» На самом деле этот процесс — отнюдь не специфически русский и не обусловлен исключительно тоталитарным строем. Традиционный символический мир обедняется и вытаптывается повсеместно в индустриальном и особенно — в пост-индустриальном обществе. На его место приходят политические мифы новейшего времени и мифы массовой культуры. В научной литературе определение «мифологический» прилагается к тому типу знания, которое базируется не на рациональных доказательствах, а на вере и убеждениях. Оно имеет особую логическую структуру, отличную от позитивного мышления: не соблюдается закон «исключенного третьего», суть подменяется происхождением, событиям приписывается обязательная целенаправленность, соседство во времени принимается за причинно-следственную связь и т. д.

Автор акцентирует внимание на том, что «особенности такой логики продуктивно изучались в нашем столетии».



Просмотров: 10138


<<< Международный центр для журналистов
Музей журналистики и новостей (Вашингтон) >>>