Пресса - Билибин, Виктор Викторович - Творчество
31 января 2011Оглавление:
1. Билибин, Виктор Викторович
2. Творчество
3. Список произведений
4. Библиография
Признанный мастер малых жанров журнальной прозы: его фельетоны, экспромты, каламбуры были особенно популярны в начале 1880 годов и высоко ценились А. П. Чеховым.
Начал литературную деятельность в 1879 году, с публикаций юмористических сценок сначала в журнале «Стрекоза», в затем в журнале «Осколки», В последнем он публиковался под псевдонимом И. Грэк, активно участвовал в работе редакции, а в 1906—1908 годах, после смерти Н. А. Лейкина, возглавлял эту редакцию. Как секретарь редакции «Осколков» поддерживал начинающих авторов, предлагая им разнообразные смешные темы и сюжеты. В своих пародиях высмеивал наукообразные трактаты, словари, гороскопы, уставы, бессодержательные оперы, басни, романы, «звонистые рифмы», пытался пародировать и произведения «большой» литературы. В 1882 году издал свои юмористические произведения в виде сборника «Любовь и смех». Билибину принадлежит заслуга введения в «Осколки» в 1882—1884 годах многих социально-политических тем: о полицейском надзоре, о покорности «мужичка», об абсурдной бюрократической логике, о глупости цензоров и многих других. Один из юмористических фельетонов, «Пёстрые сказки», он написал в соавторстве с А. П. Чеховым и опубликовал за подписью «Два Аякса».
В 1884 году, после закрытия журнала «Отечественные записки», последовательно отстаивавшего демократические принципы журналистики, общий тон публикаций в «Осколках» изменился: сатирические зарисовки практически не появлялись, предпочтение отдавалось бытовым сюжетам. Отразились эти изменения и на творчестве Билибина. Его еженедельные юмористические обзоры «Осколки современной жизни» в «Осколках», многочисленные юморески и очерки, публиковавшиеся под псевдонимами Диоген и Виктор Ювенис, появлявшиеся в газетах «Одесский листок» и «Новости», отличались, по мнению современников, от его ранних произведений идейной легковесностью, эмпиризмом, ориентацией на вкусы обывателя. В феврале 1887 года Чехов писал по поводу фельетонного цикла Билибина «Субботние бани провинциала»:
Билибин начинает исписываться. Его скучно читать… Не хочет понять человек, что игриво и легко можно писать не только о барышнях, блинах и фортепьянах, но даже о слезах и нуждах.
— Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма. - Т. 2. - С. 32
В конце 1880 годов Билибин обратился к драматургии, его пьесы непосредственно связаны с ранее написанными миниатюрами и бытовыми сценками, представляли собой как бы их развёрнутый вариант. В 1890-х годах его пьесы ставились в Александринском театре и на частных сценах, хотя и без особенного успеха. Сюжеты «весёлых пьес» Билибина, как правило, сводились к семейным ссорам из-за модных шляпок, любовных писем, подброшенных детей и т. п., а банальности любовного треугольника дополнялись интригами злого начальника или тёщи. А. В. Амфитеатров писал по поводу его работ:
Человек создан был для тонкой интеллигентной иронии, а работал на грубый, нутряной смех. … Б. разменял свой тонкий юмор и потерял талант фельетониста"
— Амфитеатров А. Тризны.-- С. 152
Основная часть пьес была создана Билибиным после 1890 года, когда им окончательно был сделан выбор между карьерой литератора и чиновника в пользу второй. В письме Чехову от 1891 года он писал:
И я сжёг если не всё, то многое из того, чему поклонялся. Чиновник во мне заедает писателя.
— Архив А. П. Чехова. - Вып. 1. - С. 2
Пытаясь обосновать свою позицию, он отмечал:
Я ремесленник, и в этом нет ничего стыдного… Ремесленники работают добросовестно, но не ждите от них идей вдохновлённых. Я смотрю на литературу, как на литературное ремесло, как на хлеб…
— Шаталов С. Е. Два таланта. - С. 36
После выхода из Литературного общества в 1890 году, Билибин помещал короткие обзоры в «Осколках», издал сборник «Юмористические узоры», пытался пародировать декадентскую прозу и драматургию, но они уже не привлекали внимания читателей.
Обращался к жанру фантастики. В 1906 году написал фантастическую сатирическую пьеса «Женщины на Марсе. Фантастический фарс в 3-х действиях», в которой земляне обнаруживают на Марсе «домострой наоборот»: обществом управляют женщины, за ними же закреплено право на образование.
Просмотров: 5911
|