Пресса - Бажан, Микола Платонович
31 января 2011Оглавление:
1. Бажан, Микола Платонович
2. Награды и премии
3. Сочинения
4. Издание сочинений
Микола Платонович Бажан, украинский советский поэт, переводчик, публицист и общественный деятель. Академик АН УССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий второй степени. Член ВКП с 1940 года.
Биография
Путь в литературу
М. Бажан родился 26 сентября 1904 года в Каменце-Подольском в семье военного топографа. В 1910 году отца перевели в Умань, где прошли детские годы будущего поэта. Здесь Бажан учился в кооперативном техникуме и параллельно в 1920—1921 годахзанимался изучением авангардного сценического искусства в студии «Кийдрамте» под руководством Леся Курбаса. Пишет стихи, составившие рукописный сборник стихов «Контрасты настроения».
В 1921 году переезжает в Киев, где учится в Кооперативном институте, а затем в Киевском институте внешних связей. В 1923 году по приглашению молодого писателя Михайля Семенко присоединяется к группировке панфутуристов, идет работать в редакцию газеты «Большевик». В этой газете в 1923 году опубликовано первое стихотворение Бажана «Руро-марш» и другие произведения в футуристическом духе.
Бажан принадлежал к изначальным сторонникам революции не столько из-за политических взглядов, сколько из-за своего авангардизма в искусстве. Ему казалось, что грандиозный социальный катаклизм даст новую жизнь Украине, освободит её творческие силы. В отличие от многих поэтов старшего поколения, Бажан сразу принял большевистский режим.
Период революционного романтизма
В 1925 году Бажан присоединяется к группировке Хвылевого. Вскоре выходит первый сборник стихов «17-й патруль», который органично вписывался в господствовавший тогда в большевистской поэзии пафос романтизации пролетариата и чекистов.
Начиная со сборника «Резная тень» Бажан все больше определяется как поэт барочной эстетики, неутомимого и многоярусного разворачивания темы, изобретательного и роскошного переплетения мотивов, органичного соединения брутального и патетического. Шедевром этого стиля является цикл «Здания», в котором Бажан проявляет себя как поэтический интерпретатор энергии человеческих дел, различных форм этих дел, в том числе эксцентричных.
В «Смерти Гамлета» он откровенно противопоставляет общечеловеческие символы гуманистической культуры как лживые ленинской безоглядности как истине. В этом произведении поэт провозглашает анафему «абстрактному гуманизму», которая стала надоедливым лейтмотивом всей последующей партийной идеологии. Ещё сильнее эта тема звучит в «Трилогии страсти», поэт с ненавистью истребляет в себе всё, что мешает ему стать тем, чего требует время бойцом централизованной классовой морали. Победа над гуманизмом в себе давалась нелегко. Тяжёлые сомнения, болезненные размышления души, загнанной в подземелье сознания, звучат в поэмах «Слепцы» и «Гетто в Умани».
Творчество сталинского периода
После 1933 года, ставшего переломным в истории украинской литературы, ознаменовавшимся уничтожением и покорением национальной интеллигенции, из под пера Бажана выходит преимущественно партийная патетика изобретательная, мастерски выполненная, но вымученная, хотя и под маской искренности: поэмы «Бессмертие», «Мать», «Отцы и сыновья». Традицию барочного одописания, литературно близкую поэту, продолжает знаменитый панегирик Сталину «Товарищ стоит в звездоносном Кремле».
Настоящий Бажан прорывается там, где поэту удается уклониться от прессинга политических императивов, пусть и внутренне усвоенных. Прежде всего в культурологических стихотворениях, обращении к духовному наследию народов СССР, интерпретации явлений мирового искусства, сциентизме научной поэзии: поэма «Число».
Особенный период в жизни и творчестве Бажана годы войны с немецко-фашистскими захватчиками. Произведения этих лет остро отражают беду народа, опасность, нависшую над ним, патриотический подъем, общесоветские формы которого вмещают и чисто национальные переживания: «Клятва», «Даниил Галицкий», «Сталинградская тетрадь».
Первые послевоенные годы самый печальный период в творческой судьбе Бажана. В условиях массовых террористических идеологических кампаний, инициированных Сталиным, который понимал необходимость в зародыше задушить ростки либерализации мысли, пробившиеся во время войны, Бажану пришлось принимать участие в конъюнктурном пересмотре украинской истории, в борьбе против украинского национализма, громить не только произведения Грушевского, но и коллег-писателей, в том числе своего друга Ю. И. Яновского, развенчивать загнивающий империалистический Запад.
Поздний период
Со смертью Сталина, с началом хрущевской оттепели изменяется атмосфера в обществе и в литературных кругах. Постепенно возвращается к своей глубокой сложности и Бажан. Это ощущается в сборниках «Мицкевич в Одессе», «Итальянские встречи». Цикл «Перед статуями Микеланджело» из последнего сборника заставляет вспомнить барочную резьбу его ранних «Зданий», но уже во всей зрелости мастера. Глубокий философский трагизм звучит в стихотворениях и поэмах сборника «Уманские воспоминания».
Оттепель дала возможность Бажану вспомнить о многих мрачных страницах прошлого. В своем выступлении на вечере памяти Миколы Кулиша он впервые открыто вспоминает о подвалах Октябрьского дворца в Киеве, где расстреливали писателей. О преступлениях прошлого, его репрессивной тяжести, но и об уроках нравственного, духовного противостояния им говорится в поэме «Полет сквозь бурю».
Вершиной творчества позднего Бажана стали восемь «Ночных концертов» из сборника «Знаки». Они ещё раз подтвердили его уникальную способность конгениального переживания и претворения в слове шедевров искусства, на этот раз музыкального.
В 1970-е гг. Бажан обратил внимание на молодого поэта М. Фишбейна, который стал его литературным секретарём, а в дальнейшем известным поэтом Украины.
Деятельность переводчика
Бажан выдающийся мастер художественного перевода. Крупнейшим достижением является его перевод поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Среди мастерски выполненных Бажаном переводов «Буря» Шекспира, произведения Данте, Гёте, Гейне, Гёльдерлина, Мицкевича. Особую роль для молодой украинской поэзии сыграли его переводы из Рильке.
Политическая и общественная деятельность
В 1941 году выступал с отчетным докладом на Всеукраинской конференции КПУ. В 1943—1948 годах заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР, советник представительства Украины в ООН. В 1946—1962 депутат ВС СССР. В 1953—1959 годах председатель СП Украинской ССР.
Редакторская деятельность
В 1957—1988 годах главный редактор Украинской Советской Энциклопедии. Под его руководством были изданы Украинские советские энциклопедии в 17-ти томах, в 12-ти томах, «История украинского искусства» в 6-ти томах, «Шевченковский словарь».
Н. П. Бажан умер 23 ноября 1983 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Просмотров: 6239
|